Общая теория Налогов и Налогообложения

 

1.     Сущность налога и сбора, Функции налога, принципы налогообложения

2.     Законодательство РФ о налогах и сборах

3.     Субъект налогообложения

4.     Элементы налогообложения

5.     Налоговые обязательства и способы их обеспечения

6.     Зачет или возврат налога

7.     Налоговый контроль и санкции за нарушение НК РФ

 

Сущность налога и сбора, Функции налога, принципы налогообложения

 

 

Налоговые отношения – это область централизованных финансовых отношений перераспределительного характера, часть бюджетных отношений.

 

Налоговые отношения отличаются от других перераспределительных отношений тем, что часть финансовых ресурсов изымается в безвозмездном, безвозвратном и одностороннем порядке.

 

Налог – это обязательный индивидуальный безвозмездный платеж. Взимается в форме отчуждения денежных средств принадлежащих юридическим и физическим лицам на праве собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении.

 

Сбор = Госпошлина – это обязательный взнос, уплачивается когда в отношении плательщика совершается юридическое действие. (выдача лицензий, гос регистраций)

 

Функции Налогов – проявление сущности налога в действии, способ выражения свойств.

 

Функции Налогов показывают, каким образом реализуется общественное назначение денежной, экономической области как инструмента стоимостного распределения и перераспределения денежных средств.

 

Функции Налогов:

1.     Фискальная

2.     Распределительная

3.     Регулирующая

4.     Стимулирующая

5.     Контрольная

 

 

1.     Фискальная – за счет налогов формируются финансовые ресурсы государства, акамулируемые в бюджете с целью удовлетворения общественных потребностей.

2.     Распределительная – тесно связана с фискальной. Являясь финансовой категорией, налоги дают возможность создать единый финансовый фонд для его дальнейшего распределения в без эквивалентном порядке.

3.     Регулирующая – проявляется в воздействии налогов на поведение хозяйствующих субъектов на рынке и на социально-экономические процессы в обществе. 

4.     Стимулирующая – связана с регулирующей. Реализуется через систему льгот, преференций в целях создания благоприятных условий для развития отдельных отраслей и экономики страны в целом.

5.     Контрольная – оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль над движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений не только в налоговую систему, но и в бюджетную политику государства.

 

 Все функции налогов связаны между собой. Чем лучше связаны тем эффективней вся система на практике. Надо найти наилучший баланс.

 

 

Принципы налогообложения

 

Впервые сформулировал Адам Смит 1776.

 

Классические принципы:

1.     Справедливость

2.     Определенность

3.     Удобство

4.     Экономия

 

Эти принципы легли в основу налоговых систем мира.

 

В основе НК РФ лежит:

1.     Справедливость, всеобщность и равенство в отношении участников налоговых обязательств. При этом должна учитываться фактическая платежеспособность налогоплательщика.

2.     Не допустимость дискриминационного характера налогов в зависимости от расы, национальности, религиозных убеждений, социальной принадлежности. Нельзя устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от: Форм собственности, Гражданства физических лиц, Место происхождение капитала.

3.     Недопустимость установления налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство РФ, прямо или косвенно ограничивающих свободы перемещения по территории РФ ТРУ.

4.     Обеспеченность прав налогоплательщиков и их законных интересов. Никто не обязан уплачивать налоги и сборы не установленные в НК РФ.

5.     Определенность и понятность законодательных актов о налогах и сборах, установление всех элементов налогообложения. ВСЕ не устранимые сомнения, противоречия и неясности таких актов толкуются в пользу налогоплательщика.

6.     Применение в области налогообложения правил и норм международного права и международных договоров. Если международное законодательство противоречит НК РФ то приоритетно международное законодательство.

 

     

Законодательство РФ о налогах и сборах

 

Федеративное устройство РФ повлияло на систему законодательства о налогах и сборах.

 

Система российского налогового законодательства – это совокупность нормативных актов, различного уровня содержащих налоговые нормы.

 

В РФ трех уровневая система законодательства.

1.     Федеральный Закон о налогах и сборах РФ (НК и ФЗ)

2.     Законодательство Субъектов РФ (89 субъектов) о налогах и сборах (в рамках НК РФ)

3.     Нормативно-правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

 

 

Законы о налогах и сборах не применяется:

1.     Таможенным платежам

2.     К видению таможенных платежей

3.     Взиманию таможенных платежей

4.     Контролю над их уплатой

5.     Обжалованию актов таможенных органов

 

Нормативно-правовые акты по вопросам налогообложения в приделах своей компетенции в соответствии с законом РФ издают:

1.     Минфин

2.     Органы исполнительной власти

3.     Исполнительные органы местных самоуправлений, муниципальных объединений.

Налоги Российской Федерации

 

 

 

 

Метод Установления

Назначение

1.

Федеральные Налоги

 

 

 

 

1.1.

НДС

Косвенный

Общий

 

1.2.

Акциз

Косвенный

Общий

 

1.3.

НДФЛ

Прямой

Общий

 

1.4.

ЕСН

Прямой

Целевой

 

1.5.

Налог на прибыль

Прямой

Общий

 

1.6.

Сбор за право пользования объектами животного мира и водными, биологическими ресурсами

Прямой

 

 

1.7.

Водный налог

Прямой

 

 

1.8.

Госпошлины

Прямой

Общий

 

1.9.

НДПИ

Прямой

Общий

2.

Региональные Налоги

 

 

 

 

2.1.

Транспортный налог

Прямой

 

 

2.2.

Налог на игорный бизнес

Прямой

Общий

 

2.3.

Налог на имущество

Прямой

Общий

3.

Местные Налоги

 

 

 

 

3.1.

Земельный налог

Прямой

Общий

 

3.2.

НДФЛ

Прямой

Общий

 

 

Всего 14 налогов.

 

 

Все налоги установлены в НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

 

Региональные налоги/ Местные налоги: региональные/местные законодательные органы могут изменять в соответствии и в приделах с НК РФ:

1.     Налоговые ставки

2.     Порядок и сроки уплаты

3.     Могут устанавливать налоговые льготы

 

Изменения действуют на их территории.

 

 

 

Эти акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах РФ.

 

Применение не соответствующих актов НК РФ обжалуется в суде.

 

Нормативно-правовые акты по вопросам налогов и сборов НЕ могут издаваться ФНС РФ или ФТС РФ и их территориальными органами.

 

 

Вступление в силу законодательства о налогах и сборах

 

1.     Акты законодательства о НАЛОГАХ вступают в силу:

1.1. Не ранее чем по истечению одного месяца после их официального опубликования

1.2. Не ранее первого числа очередного налогового периода

2.     Акты законодательства о СБОРАХ вступают в силу:

2.1. Не ранее чем по истечению одного месяца после их официального опубликования

 

 

Исключение:

Акт законодательства, устанавливающий или вводящий новый налог или сбор вступает в силу не ранее 1/Января года следующего за годом их принятия но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

 

 Акты законодательства о налогах и сборах:

1.     Не имеют обратной силы, если ухудшают положение налогоплательщика

2.     Имеют обратную силу если устраняется, смягчается ответственность за налоговые правонарушения, устанавливаются дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщика.

3.     Могут иметь обратную силу если:

3.1.  Это прямо предусмотрено с определенного периода.

3.2. Отменяют налоги и сборы, снижаются налоговые ставки, иным образом улучшают права налогоплательщика

 

 

Субъект налогообложения – Субъект налоговых отношений

 

Участники налоговых отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах:

 

1.     Налогоплательщики

2.     Налоговые Агенты

3.     Налоговые Органы

4.     Таможенные Органы

5.     Сборщики налогов – органы исполнительной власти

6.     Государственные внебюджетные фонды

7.     МВБ РФ

 

 

 

Организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками.

 

Обособленные подразделения организации НЕ являются налогоплательщиками.

 

Обособленное подразделение организации – это любое территориально обособленное от организации подразделение по месту нахождения, которого оборудовано рабочее место.

 

Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

 

 

Филиалы и представительства организаций не являются налогоплательщиками.

 

(Организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками.)

Налоговые Агенты – организации и физические лица.

 

Права Налогоплательщиков = Правам Налоговых Агентов

 

Права:

1.     Получать по месту учета от налоговых органов бесплатную информацию

2.     Получать письменные разъяснения

3.     Использовать налоговые льготы

4.     Получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит

5.     Представлять свои интересы лично или через своего представителя

6.     Присутствовать при провидении выездной налоговой проверке

7.     Обжаловать акты налоговых органов

8.     Требовать соблюдения налоговой тайны

9.     Требовать возмещения в полной мере убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов

10. Право на своевременный зачет, возврат сумм излишне уплаченных

 

Обязанности Налоговых Агентов

1.     Исчислять, удерживать у налогоплательщика налог и перечислять его в бюджет

2.     В течении одного месяца сообщать в налоговый орган о не возможности удержать налог у налогоплательщика и сумму задолженности

3.     Вести учет доходов выплаченных налогоплательщику, удержанных и перечисленных налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику

4.     Представлять в налоговый орган по месту учета документы необходимые для осуществления контроля над правильностью налоговых операций

 

 

Налоговые Органы – единая централизованная система, к ней относятся ФНС РФ и ее подразделения. Подчиняется Минфину РФ.

Территориальные органы:

1.     Управление ФНС РФ по субъектам Российской Федерации

2.     Межрегиональные инспекции ФНС

3.     Инспекции ФНС в районах, городах, городах без районного деления

4.     Инспекционная Служба ФНС межрайонного уровня

 

Права Налоговых Органов:

1.     Требовать от налогоплательщика, налогового агента документы по формам установленные госорганами

2.     Проводить налоговые проверки в соответствии с НК РФ

3.     Производить выемку документов

4.     Вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы

5.     Приостанавливать операции по счетам

6.     Осматривать, обследовать помещения налогоплательщика

7.     Определять суммы налогов, подлежащие внесению в бюджет

8.     Требовать устранения выявленных нарушений

9.     Взыскивать недоимки по налогам

10. Контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам

 

 

Обязанности Налоговых Органов:

1.     Соблюдать законодательство о налогах и сборах

2.     Осуществлять контроль над соблюдением НК

3.     Вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц

4.     Бесплатно информировать налогоплательщиков и налоговых агентов

5.     Осуществлять возврат и зачет излишне уплаченных налогов

6.     Соблюдать налоговую тайну

7.     Направлять копии акта налоговой проверки и решения налогового органа

 

Таможенные органы и их региональные представительства.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности при взыскании налогов при пересечении товаров через границу.

В соответствии:

1.     НК РФ

2.     Таможенный кодекс

3.     ФЗ

4.     Другие Законы

 

 

Сборщики налогов – госорганы исполнительной власти, исполнительные органы местных самоуправлений, другие уполномоченные органы, должностные лица и организации, осуществляющие прием от налогоплательщиков денежных средств, в счет уплаты налогов и сборов и их перечислению в бюджет.

 

Органы государственные внебюджетные фонды

 

К субъектам налоговых отношений не относится – Минфин РФ.

 

Однако Минфин РФ дает разъяснения па налогам и сборам, утверждает формы расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и порядок их заполнения.

 

Органы внутренних дел МВД РФ.

По запросу налоговых органов участвуют в налоговых проверках.

 

 

Элементы Налогообложения

 

Налог считается установленным, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

 

Элементы налогообложения:

1.     Объект налогообложения

2.     Налоговая База

3.     Налоговый Период

4.     Ставки налога

5.     Льготы по налогу

6.     Порядок исчисления налога

7.     Порядок и сроки уплаты

 

 

Объект налогообложения – Операции по реализации ТРУ, имущество, прибыль объекты  которые облагаются налогом.

 

Налоговая База – стоимостная, физическая или иная характеристика Объекта налогообложения. 

 

Налоговый период – промежуток времени по окончанию, которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога.

 

Налоговая Ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

 

Налоговые льготы:

1.1. Не облагаемый минимум

1.2. Освобождение от уплаты налога, отдельных налогоплательщиков

1.3. Целевые налоговые льготы

1.4. Пониженные налоговые ставки

 

Порядок исчисления налога – Налог  рассчитывается налогоплательщиком, налоговым агентом, налоговым органом исходя из НБ, НС, с учетом Налоговых льгот.

 

Порядок и сроки уплаты: Производится разовая уплата всей суммы налога либо в ином порядке в установленный срок в наличной или безналичной форме.

 

 

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

 

 

 

Принципы определения цены ТРУ для целей налогообложения

 

Для целей налогообложения принимается цена указанная сторонами сделки. Предполагается, что цена соответствует уровню рыночных цен пока не доказано обратное.

 

Рыночная цена – цена, сложившаяся под воздействием Спроса и Предложения на рынке идентичных товаров, а при их отсутствии однородных товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

 

Идентичные Товары - это товары одинаковые во всех отношениях: по физическим, качественным характеристикам, репутации

 

Однородные Товары - это товары, имеющие схожие характеристики и состоящие из схожих компонентов, выполняющие те же функции что и оцениваемые товары. Должны быть коммерчески взаимозаменяемыми.

 

Налоговые органы могут проверить правильность применения цен по сделкам:

1.     Между взаимозависимыми лицами

2.     По товарообменным операциям

3.     По внешнеторговым сделкам

4.     При отклонении цены сделки более чем на  от уровня цен применяемых налогоплательщиком по идентичным и однородным товарам.

 

 Налоговый орган может вынести решение о доначислении налога, если цена отклонилась более 20%.

 

Доначисление рассчитывается по рыночным ценам.

 

При определении рыночных цен учитывается спады, надбавки если сделка осуществлялась между независимыми лицами. В частности учитывается сезонные колебания, потеря качества, срок годности, опытные модели, образцы товара, маркетинговые стратегии, продвижение ТРУ на новые рынки. Доначисление налога в этих случаях не производится.

 

 

Налоговая Ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

 

Ставки бывают:

2.     Пропорциональные(единые, плоская) – не зависит от величины НБ

3.     Прогрессивные – увеличиваются при увеличении НБ

4.     Регрессивные – с увеличением НБ ставки снижаются 

5.     Налоговые льготы

5.1. Не облагаемый минимум

5.2. Освобождение от уплаты налога, отдельных налогоплательщиков

5.3. Целевые налоговые льготы

5.4. Пониженные налоговые ставки

 

 

Для каждого налога существуют свои сроки уплаты, они могут изменяться:

1.     Отсрочка, рассрочка

2.     Налоговый кредит

3.     Инвестиционный налоговый кредит

Налоговые обязательства и способы их обеспечения

 

Изменение срока уплаты можно произвести под залог имущества или при наличии поручительства.

 

Органы, принимающие решение об изменении срока сбора налога или сбора:

1.     ФНС РФ

2.     ФТС РФ

3.     ФНС РФ по согласованию с внебюджетными фондами (для ЕСН)

 

Обязанность по уплате налога считается исполненной:

1.     С момента предъявления поручения на уплату соответствующего налога, при наличии денег на расчетном счету

2.     С момента внесения суммы налога в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления или организацию связи.

3.     С момента удержания налога налоговым агентам

4.     После вынесения налоговым органом или судом решения о зачете излишне уплаченного или взысканных сумм.

 

Если налогоплательщик не выполнил свои обязанности, налоговый орган направляет требование об уплате налога – письменное извещение.

Если налогоплательщик не уплатил налог или не полностью его оплатил, то налог взыскивается с организаций в БЕСПОРНОМ порядке, с физических лиц в СУДЕБНОМ порядке. Взыскание по решению налогового органа направляется в банк «Инкассовое Поручение/Распоряжение» на списание денег с налогоплательщика.

Взыскание налогов происходит в рублевых расчетах с расчетных/текущих рублевых/валютных счетов налогоплательщика за исключением ссудных/бюджетных счетов.

 

При отсутствии денег, задолженность гасится при помощи другого имущества налогоплательщика: Имущество не участвующее в производстве.

 

 

Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов:

1.     Залог имущества

2.     Поручительство

3.     Пеня

4.     Приостановление операций в банке

5.     Наложение ареста на имущество налогоплательщика

 

 

 

Пеня

 

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки со дня следующего после установленного срока уплаты законодательством.

 

Ставка пени = 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ.

 

Пеня взимается в принудительном порядке.

 

Штраф одноразовый платеж за нарушение налогоплательщиком НК РФ.

 

 

 

Налоговый контроль и санкции за нарушение НК РФ

 

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов путем:

1.     Налоговых проверок

1.1.         Камеральных – по месту нахождения налогового органа, на основании документации предоставленной налогоплательщиком

1.2.         Выездных – проводятся на основании решения руководителя налогового органа.

2.     Получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов

3.     Проверок данных учета и отчетности

4.     Осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения прибыли

 

 

Выездная проверка проводятся в отношении одного налогоплательщика по одному или нескольким налогам. Проводятся не чаще ОДНОГО раза в год по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная проверка не может продолжаться более ДВУХ месяцев, в исключительных случаях не более трех месяцев. Если налогоплательщик имеет филиалы, то срок проведения увеличивается на один месяц для проверки каждого филиала. По окончанию выездной проверки составляется справка, в которой фиксируется предмет проверки и сроки ее провидения.

 

На основании налоговой проверки налоговые органы определяют, существует  нарушение НК РФ или нет. При наличии нарушений применяются санкции: денежные взыскания, штрафы.

 

 

После вынесения решения налогового органа об привлечении к ответственности налоговый орган обязан предложить добровольно уплатить сумму налоговой санкции, налоговый орган направляет «Требование». При отказе – суд.

 

Арбитражный суд при рассмотрении дела о взыскании штрафа может принять во внимание смягчающие обстоятельства. При наличии одного смягчающего обстоятельства штраф уменьшается не менее чем в два раза.

Если лицо ранее привлекалось к ответственности за аналогичное правонарушение, то это отягощающее обстоятельство и сумма штрафа увеличивается в два раза.

 

 

Классификация налогов

1.     По методу установления и способу изъятия

1.1. Прямые

1.2. Косвенные (НДС, Акцизы)

2.     В зависимость от порядка использования, назначения

2.1. Общие, обезличенные

2.2. Целевые, специальные

3.     Налоги с Лиц

3.1. Юридических

3.2. Физических

Налоговые Режимы РФ

1.     Стандартный/Общий налоговый режим

2.     Специальный налоговый режим

2.1. ЕСХ – единый сельскохозяйственный

2.2. УСН – упрощенная система налогообложения

2.3. ЕНВД – единый налог на вмененный доход

2.4. СРП – соглашение о разделе продукции

 

Специальный налоговый режим представляет:

1.     Особый порядок определения элементов налогообложения

2.     Освобождение от уплаты от некоторых налогов и сборов

 

Реформирование налоговой системы РФ.

 

 

Направления реформ налоговой системы РФ:

1.     Совершенствование законодательства

2.     Снижение общей налоговой нагрузки

2.1. Сокращение количества налогов

2.2. Снижения налоговых ставок

2.3. Упрощение налоговой системы

2.4. Изменение механизма взыскания

 

Вмести с тем остались общие проблемы налоговой системы:

1.     Налоговая система ориентирована на фискальные функции в ущерб стимулирующим функциям

2.     Не продумана концепция налоговой реформы

2.1. Отсутствует стабильность в законодательстве

2.2. Сложность и запутанность системы налогообложения  

3.     Остались проблемы возмещения НДС при экспортных поставках

 

 

В послании Президента РФ Федеральному собранию было сказано:

1.     Приоритетом деятельности налоговых и таможенных органов должно стать выполнение закона, а не плана

2.     Обеспечить стабильность Налоговой Системы РФ

 

 

Налоговое администрирование – это система управления государственными налоговыми отношениями.

 

Это понятие раскрывается с двух сторон:

1.     Система организации управления

1.1. Законодательные органы

1.2. Административные органы

1.3. Налоговые Органы

2.     Совокупность норм и правил регулирующие

2.1. Налоговые действия

2.2. Налоговую технику

2.3. Определяющие меры нарушения/накозания

 

 

 

Формы и методы Налогового Администрирования:

1.     Налоговое планирование

2.     Налоговое регулирование

3.     Налоговый контроль

 

Каждому из методов присущи свои методы и приемы для достижения поставленных целей.

 

 

Налоговое планирование:

Цель: Обеспечение потребности бюджета, путем определения объема финансовых ресурсов в разрезе налогоплательщиков. Оптимизация налогового регулирования и контроля.

 

 

Налоговое регулирование:

Цель: Уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых отношений.

 

 

Налоговый контроль:

Цель: Препятствовать уходу от уплаты налогов. Обеспечить устойчивое поступление доходов.

 

 

Налоговые правонарушения

 

 

1.     Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет

2.     Уклонение от постановки на учет

3.     Нарушение срока предоставления сведений о с/р

4.     Непредставление налоговой декларации

5.     Грубое нарушение правил учета (доходов/расходов)

6.     Неуплата или неполная уплата налога

7.     Не выполнение налоговым агентом удержания или перечисления

8.     Несоблюдение порядка видения и распоряжения имуществом

9.     Непредставление сведений и документов

10. Ответственность свидетеля

11. Отказ от участия в налоговой проверке, дача заведомо ложных показаний

Неправомерное несообщение сведений налоговому органу 

 

 

Hosted by uCoz