Основы Маркетинга

Лекция 1.

13.02.06

 

Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение человеческих потребностей по средствам обмена.

 

Маркетинг – это социальный и управленческий процесс, направленный на УДОВЛЕТВОРЕНИЕ НУЖД и потребностей, как отдельных индивидов, так и общественных групп по средствам создания предложения и обмена ТРУ.

 

Нужда – чувство настоятельной необходимости удовлетворения основных надобностей. (чувство нехватки чего-либо)

 

Потребность – это специфическая форма удовлетворения человеческих потребностей.

 

Спрос – это потребность в определенных ТРУ, выраженная в способности потребителя их преобрести.

 

Товар – это все что может быть предложено для удовлетворения человеческих нужд.

 

Ценность – оценка потребителем способности ТРУ удовлетворить его нужды.

 

“ТРУ – удовлетворяет желания”

“Люди покупают дырки, а не сверла”

 

Обмен – акт приобретения желаемого товара взамен чего-то другого.

 

Условия обмена:

1.     Наличие двух или более сторон

2.     У каждой стороны должно быть что-то представляющее интерес для другой стороны

3.     Каждая сторона готова к сотрудничеству и поставке ТРУ

4.     Каждая сторона в праве принять или отвергнуть предложение об обмене

5.     Каждая сторона считает предложение о сотрудничестве возможным и выгодным

 

 

 

 

Принцип – правило, которого стараются неуклонно придерживаться.

 

Принципы Маркетинга:

1.     Потребитель – Король  (Лицом к потребителю)

2.     Производить то что продается а не продавать то что производят

3.     Создавая ТРУ – создавай и потребителя

 

Основные функции Маркетинга и состав работ проводимых при реализации данных функций:

 

Логотип – фирменный рисунок

Товарная марка – логотип  + фирменное название + цвет + проекция

Товарный знак – официально зарегистрированная товарная марка

 

1.     Комплексное исследование рынка

1.1. Исследование, анализ, прогноз, состояния экономики, науки и техники, потребителей, систем сбыта и рекламы

1.2. Сбор и обработка информации

1.3. Изучение деятельности конкурентов

2.     Разработка и планирование товарного ассортимента

2.1. Определение и разработка товарной политики и структуры производства

2.2. Оценка конкурентоспособности изделий

2.3. Приспособление технических характеристик ТРУ, упаковки, эксплуатационных качеств, сервисного обслуживания к требованиям потребителя

2.4. Разработка новой продукции

2.5. Разработка товарного знака

3.     Сбыт и распределение

3.1. Выбор каналов сбыта и товародвижения

3.2. Определение способов продаж ТРУ

3.3. Складирование и транспортировка – Логистика

3.4. Предоставление торговой отчетности и анализа динамика сбыта

3.5. Определение торговых бюджетов и квот

3.6. Прогноз и планирование товарооборота по ассортиментным позициям

3.7. Взаимодействие со сбытовыми организациями – посредники

4.     Реклама и стимулирование сбыта

4.1. Развитие системы маркетинговых коммуникаций (клиенты, конкуренты, поставщики, партнеры)

4.2. Реклама продукции среди конечных и промежуточных потребителей с использованием всех видов СМИ

4.3. Стимулирование покупателей (скидки, подарки, конкурсы, «Акции»)

4.4. Формирование имиджа

 

Имидж – ассоциации вызываемые при виде/упоминании фирмы/ТРУ.

Развитие российского Маркетинга

Лекция 4.

13.03.2006

 

 

1.     Этап 1970-1990. Проведен ряд маркетинговых конференций. Выпущено несколько методических материалов раскрывающих суть маркетинговой деятельности. Установлены контакты с рядом международных маркетинговых организаций. Еще в СССР был открыт институт каньюктуры и спроса.

2.     Этап 1991-1998. Основная функция маркетинга реклама. Специалисты низкого уровня. В организациях наблюдался процесс активного формирования маркетинговых подразделений. Формируется первая маркетинговая инфраструктура: рекламные, консалтинговые агентства, агентства по маркетинговым исследованиям. Принимается первый государственный образовательный стандарт в области маркетинга. Организовывается российская ассоциация маркетинга.

3.     Этап 1998~ . Хорактеризуется активным использованием маркетинга в практической деятельности многих российских компаниях. В настоящее время более 100 российских вузов осуществляют подготовку специалистов в области маркетинга. Активно развиваются общественные организации, связанные с маркетинговой деятельностью – гильдия маркетологов, общество маркетинга.

 

 

Сегментация рынка

Лекция 4.

13.03.2006

 

Под рынком в маркетинге понимается совокупность потенциальных потребителей ТРУ. Обычно рынок имеет определенные географические и временные границы.

В маркетинге различают промышленные и потребительские рынки.

 

Потребительский рынок представлен различными группами населения, которые приобретают ТРУ для личного пользования.

 

Промышленный рынок состоит из нескольких типов потребителей:

1.     Организации которые приобретают ТРУ для производства собственной продукции

2.     Посредники – предприятия оптовой и розничной торговли приобретают ТРУ для перепродажи

3.     Общественные организации и институты: больницы, детские сады, школы, вузы.

4.     Госструктуры: КГБ, МВД, армия

 

У организации может быть три стратегии деятельности на рынке:

1.     АГРЕГИРОВАНЫЙ МАРКЕТИНГ. Предлагать всем потенциальным потребителям один и тот же  продукт, игнорируя или считая несущественными различия во вкусах привычках и требованиях к ТРУ со стороны потенциальных потребителей. (Используется при продаже однородных продуктов: сырье, химическая продукция, сахар, соль)

2.     ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫЙ МАРКЕТИНГ. Необходимо разделить рынок на достаточно однородные группы потребителей (сегменты) и предложить каждой или нескольким выбранным группам ТРУ которые наилучшим образом соответствуют их запросам. (наиболее часто встречающаяся концепция)

3.     КАНЦЕНТРИРОВАНЫЙ МАРКЕТИНГ. Сконцентрировать усилия организации на удовлетворении   запросов одной группы потребителей. (узкая специализация)

 

В настоящее время большинство организаций используют Диверсифицированный или Концентрированный маркетинг. В этом случае необходимо тщательное изучение потребителей, особенностей предъявляемых требований к ТРУ и сервисному обслуживанию. На основе такого изучения организация может разработать ТРУ которые максимально эффективно могут удовлетворять потребности каждого сегмента.

 

Сегментация рынка это процедура разделения определенного рынка на однородные группы потребителей.

 

Сегментация рынка проводится на основе различных критериев:

1.     Демографический критерий – пол, возраст, семейное положение, наличие детей

2.     Сегментация географических критериев – область, район, страна, континент, тип населенного пункта, климатические условия

3.     Социально-Экономический критерий – доход, образование, социальный класс, религия

4.     Психографический критерий – стиль жизни покупателя

5.     Покупательские мотивы – желаемый эффект от покупки

6.     Чувствительность к инструментам маркетинга – к цене, рекламе, сервисному обслуживанию

 

 

 

Hosted by uCoz