Автострахование

 

История сохранила имя первого автовладельца со страховкой. Некий доктор Трумэн Мартин заплатил $12,25 за полис с покрытием в $500. Цена полиса была довольно значительной, но доктора Трумэна можно понять: автомобиль в те времена был роскошью, которую могли себе позволить не более 4 тысяч человек на всю страну, а лошадей было 20 млн. Именно столкновения с этим многочисленным «гужевым транспортом» и опасался доктор Трумэн.

   

   Все изменили 20-е годы, когда включился конвейер Форда. Реальная опасность, возникшая в связи с резким увеличением количества автотранспорта на дорогах, потребовала какого-либо страхования возможного ущерба. Тогда, собственно, и родилась идея страхования гражданской ответственности владельцев машин, помимо уже существовавшего добровольного страхования собственных автомобилей. Первопроходцем стал Массачусетс. В 1925 году этот штат впервые потребовал обязательного страхования для любого автомобиля. Его примеру вскоре последовали другие штаты. Идея автостраховки не вызвала отчуждения - все-таки автомобиль в те годы был больше роскошью, чем средством передвижения, и терпеть большие убытки по своей или по чужой вине не хотелось никому.

   

   За Америкой пошла Европа. К началу 50-х практически все европейские страны сделали «автогражданку» обязательной. Тогда же родилась международная система «зеленой карты» - международного договора о взаимном признании страховых полисов. Название пошло от зеленого цвета первых полисов.

 

   До России идея «автогражданки» шла почти сто лет, хотя в самом начале наша страна не отставала от западных первопроходцев. Первые разговоры о введении страхования автомобилей велись еще в 1924 году. Однако до середины 60-х большой надобности в нем фактически не было, поскольку автомобиль для рядового советского гражданина оставался недостижимой роскошью. В 60-е подумывали о введении такого типа страхования, но так и не решились пойти по пути «загнивающего Запада».

 

   В итоге «автогражданка» в России появилась лишь в 1991 году, да и то в сугубо добровольной форме. Неудивительно, что современный российский автолюбитель с непривычки воспринял введение обязательной «автогражданки» в 2003 году в штыки. Однако делать нечего - сегодня около 90% автовладельцев имеют полис ОСАГО. Несмотря на множество споров вокруг доходности «автогражданки» для страховых компаний и принципов расчета ее стоимости для водителей, она все-таки привносит некий элемент цивилизованности на российские дороги. Кроме того, она способствовала росту других типов страхования. Например, количество автомобилей, застрахованных по полисам автокаско, в 2006 году выросло вдвое. Неудивительно, если учесть бум продаж новых иномарок в прошлом году.

 

 

Что и от чего можно защитить

 

Обязательное страхование автогражданской ответственности давно уже считается нормой жизни. ОСАГО — штука полезная, во многих случаях — просто необходимая. Правила ОСАГО гласят: «Страховым случаем признается причинение в результате дорожно-транспортного происшествия в период действия договора обязательного страхования владельцем транспортного средства вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату».

В Правилах также перечислен солидный перечень исключений, хотя некоторые из них выглядят экзотично. К примеру, после воздействия ядерного взрыва вряд ли страхователь кинется к страховщику за деньгами.

Основные нестраховые случаи — это совершение ДТП по умыслу или вследствие непреодолимой силы, а также на другом авто, нежели указанном в договоре.

 

Поэтому, если Вы собираетесь менять машины как перчатки — по настроению, то Вам придется приобрести полис на каждое транспортное средство. Хотя это касается, скорее, олигархов. Отдельный договор, как ни странно, требуется и на прицеп, но законодатели уже склоняются к тому, чтобы отменить это нелепое предписание.

Дополнительное страхование гражданской ответственности (ДСАГО) является дополнением к ОСАГО. Как известно, страховщики не выплачивают по Автогражданке больше, чем 400 тысяч рублей, но аварии из нескольких машин — не редкость, поэтому без ДСАГО вам придется покрывать остатки ущерба самостоятельно.

 

Ответственность за отсутствие полиса ОСАГО:

 

1. С 1 июля 2003 года без полиса ОСАГО не проводится государственный технический осмотр и регистрация ТС в ГАИ;

2. С января 2004 года запрещается эксплуатация ТС, на которые не оформлен полис ОСАГО;

3. За управление ТС без полиса ОСАГО предусмотрен штраф в размере от 5 до 8 МРОТ (от 500 до 800 рублей);

4. За управление ТС вне сезонного периода страхования предусмотрен штраф в размере 3 МРОТ (300 рублей);

5. За управление ТС водителем, не включенным в список лиц, допущенных к управлению (при страховании с ограничением количества водителей) предусмотрен штраф в размере 3 МРОТ (300 рублей).

Полис ОСАГО входит в список документов, которые водитель должен иметь при управлении ТС и предъявлять по требованию сотрудников ГАИ.

В правом нижнем углу лобового стекла должен быть наклеен специальный знак государственного образца, подтверждающий наличие полиса ОСАГО (стикер).

 

Страховая сумма при ОСАГО:

Страховые случаи по ДСАГО и ОСАГО совпадают, а на практике существует простое правило: ДСАГО вступает в силу только тогда, когда ущерб превышает указанный в Законе об автогражданке максимальный размер компенсации.

 

Договор КАСКО, в отличие от Авгражданки, есть далеко не всех (исключение — счастливые обладатели автокредита), но полезен он не в меньшей степени, так как защищает автомобиль сразу от двух напастей: угона и ущерба. Вы также можете застраховать эти риски отдельно, но большинство предпочитает страховаться по схеме «два в одном». К страховым случаям относятся угон транспортного средства с помощью кражи, грабежа, разбоя, мошенничества и ущерб в результате ДТП, падения предметов, пожара, стихийного бедствия, действий злоумышленников и животных. Страховая сумма каско обычно равна рыночной стоимости автомобиля. Разумеется, на взгляд страховщиков.

Не относится к страховым случаям повреждение автомобиля в результате его эксплуатации или неосторожности водителя при пользовании огнем или курении. Также не удастся добиться компенсации при потере ключей или хищении регистрационных знаков и оборудования, не входящего в заводскую комплектацию.

Последний пункт особенно актуален, ведь кражи магнитол, дисков, чехлов и других привлекательных для преступников предметов совершаются чаще, чем угоны. На этот случай предусмотрен полис страхования дополнительного оборудования, согласно которому Вы сами определяете, что из элементов интерьера и экстерьера любимого авто Вы не желаете отдавать похитителям даром.

Страхование от несчастного случая при ДТП — третий по популярности, после ОСАГО и КАСКО, страховой продукт. Несчастный случай, как утверждают словари — это «внезапное, непредвиденное внешнее воздействие на организм человека, следствием которого становится временное или постоянное расстройство здоровья или смерть». Из определения становится ясно, какие риски страхуются, главные из них — полная или временная потеря трудоспособности или смерть застрахованного человека.

Защитить, хотя бы финансово, здоровье можно по двум системам — паушальной и системе мест. При паушальной системе страхуется весь салон, а выплаты производятся путем деления общей страховой суммы на количество пострадавших. При системе мест на определенную сумму страхуется каждое место. Для примера, если машина застрахована по системе мест и пострадали пассажиры на заднем сидении, но страховка была оформлена только на водителя и переднего пассажира, то возмещения Вы не получите. Зато если по системе мест застраховано водительское место, и он же является пострадавшим, то ему будет выплачена вся страховая сумма, без всяких дележек. Поэтому у каждой системы есть свои плюсы и минусы.

Зеленая карта — это международная разновидность ОСАГО. Она, как и ОСАГО, является обязательной, но только не в России, а за рубежом, поэтому путешественникам в Европу на своем авто придется позаботиться об ее приобретении. Иначе — просто не пустят. Вы можете приобрести зеленую карту на целый год или только на две недели, полную (действует на все страны соглашения «Зеленая карта») или частичную.

Виды страховок  

Страховые случаи

ОСАГО

Вред здоровью и имуществу третьих лиц

КАСКО

Ущерб в результате ДТП, действий злоумышленников, стихийного бедствия, падения предметов. Утрата машины в результате грабежа, разбоя, кражи.

ДСАГО

Вред здоровью и имуществу третьих лиц, превышающий максимальный размер выплат по ОСАГО.

От угона

Утрата машины в результате грабежа, разбоя, кражи.

От ущерба

Ущерб в результате ДТП, действий злоумышленников, стихийного бедствия, падения предметов.

От несчастного случая

Ранение, травма, приведшие к ухудшению здоровья пострадавших, потере трудоспособности или смерти.

Зеленая карта

Вред здоровью и имуществу третьих лиц за границей (все страны Шенгена).

 

 

 

Стоимость и условия страхования

 

Стоимость страховки — вопрос индивидуальный. У каждой страховой компании существуют свои методы определения тарифов. В свою очередь, нет ни одного одинакового автомобилиста — отличаются машины и стиль вождения, стаж и возраст водителя, условия хранения и эксплуатации. Однако речь вовсе не идет о страховке «на глазок» — критерии везде одинаковы, цена зависит лишь от оценки этих критериев страховщиком.

Главный критерий при определении стоимости КАСКО — это стоимость самого автомобиля, ведь она напрямую влияет на размер выплат.

При сходных повреждениях ремонт нового BMW обойдется в разы дороже, нежели реставрация машины отечественного производства. Но и за КАСКО владелец «бумера» отстегнет значительно больше. Во-вторых, стоимость зависит от возраста автовладельца и его водительского стажа. По логике страховщиков, чем опытнее водитель, тем меньше вероятность наступления страхового случая. Понятно, что в жизни это правило действует далеко не всегда, но, к сожалению, у страховых компаний не предусмотрены тест-драйвы, выявляющие навыки владения искусством управления автомобилем.

Вы очень порадуете страховщиков, если на Вашем «объекте страхования» установлена современная противоугонная система, лучше всего спутниковая или радионавигационная.

Некоторые нежно любимые угонщиками автомобили, вроде Chevrolet Niva, Toyota Camry или Honda Accord, без «зубастых» охранных комплексов иногда вообще не допускаются до страхования — чересчур рискованно. А страховщики не относятся к поклонникам выражения «кто не рискует — тот не пьет шампанского».

Гордых владельцев праворульных агрегатов далеко не везде встречают с распростертыми объятиями. В отдельных компаниях вообще игнорируют, а где-то требуют дополнительную, весьма ощутимую, надбавку. Причина нелюбви тривиальна — постоянно возникающие проблемы с поиском оригинальных запчастей.

На цене полиса отразится и размер «франшизы» то есть суммы, которую Вам придется выплачивать самостоятельно, не беспокоя «по пустякам» страховую компанию. Понятие «пустяка» у всех автомобилистов разное — у одних это сумма до 500 американских единиц, другие не намерены платить из своего кошелька и 50. Правда, не всегда есть возможность такого выбора — иногда страховые компании предлагают одну-единственную «франшизу», согласны вы с ней или нет.

Сэкономить можно, страхуя машину «оптом», то есть приобретая несколько полисов сразу — ОСАГО, КАСКО, от несчастного случая.

В этом варианте в выигрыше остаются все — собственнику авто, как правило, достается скидка, а страховщикам — ценный клиент. Хотя если Вы постоянно попадали в аварии и получали компенсации по предыдущему договору, то о скидках и прочих привилегиях придется забыть — цена страховки увеличится, и увеличится значительно.

Определяя страховую сумму, страховщики часто занижают стоимость поддержанных автомобилей. Обычно считается, что за первый год машина теряет пятую часть своей стоимости, за второй год — 15%, а за все последующие — по 10%. Нет, десятилетнее авто, конечно, будет что-то стоить, но страховая сумма может оказаться «ниже плинтуса». В этом случае Вы можете заказать экспертизу или обратиться в другую страховую компанию — возможно, у них окажется лучше с математикой и здравым смыслом. 

В основном, на КАСКО принимаются иномарки не старше 7—9 лет, насчет изделий отечественного автопрома условия еще строже —  их возраст не должен превышать 5—6 лет.

Со стоимостью ОСАГО все гораздо проще — тарифы установлены Правительством, исходя из типа и мощности транспортного средства, территории его использования, наличия предыдущих выплат, стажа и возраста водителя и срока использования транспортного средства. Поэтому цена полиса везде примерно одинакова. Такая же ситуация и с покупкой «Зеленой карты» — вам могут предложить разные программы, но на основании законодательно утвержденных тарифов. Стоимость зеленой карты зависит от типа транспортного средства, срока страхования и стран, которые Вы намереваетесь посетить.

Цена полиса страхования от несчастного случая зависит от вида страховки и страховой суммы, которая, в свою очередь, определяется по согласованию сторон. Что касается видов, то Вы можете застраховать себя и пассажиров либо «по паушальной системе» (страхуется весь салон автомобиля), либо по системе мест (отдельно страхуется каждое место).

Дополнительное оборудование компании берутся застраховать только при наличии КАСКО. Цена полиса составит 10—15% от страховой суммы, которая зависит от рыночной стоимости каждого застрахованного элемента.

 

Действия при наступлении страхового случая

 

 

Порядок действий при ДТП у большинства страховщиков совпадает. Во-первых, Вы обязаны руководствоваться правилами дорожного движения и совершить все указанные там манипуляции — включить аварийку, поставить предупреждающий знак и оставить машину на месте происшествия до приезда сотрудника ГИБДД. Затем необходимо срочно звонить в диспетчерскую службу страховщика и получить ценные указания.

Многие страховые компании в срочном порядке отправляют на место ДТП аварийного комиссара, который помогает оформить документы и берет на себе нелегкий труд общения с инспектором.

При наступлении любого страхового случая первичные действия одинаковы — необходимо зафиксировать происшествие в компетентных органах и сообщить о неприятности страховщику. Обычно «компетентные органы»— это милиция и ГИБДД, но при возгорании надо беспокоить противопожарную службу.

 

В случае повреждения чужой машины, сообщите пострадавшему название своей компании, ФИО и номер полиса. До приезда инспектора не рекомендуется самостоятельно устанавливать виновность. Да и после приезда пороть горячку не следует — возможно, выяснятся неизвестные вам обстоятельства аварии. Пока сотрудник ГИБДД мчится к вам на встречу, заполните бланк извещения о ДТП, который выдается вместе с полисом автогражданки. После того, как у Вас на руках оказались все документы, спешите письменно уведомить страховщика о происшествии. Обычно на это дается от 3 до 5 дней.

Если вы заблаговременно позаботились о приобретении полиса автокаско, то после дорожной аварии, равно как и любых других страховых случаев (противоправные действия третьих лиц, падение льда, снега, камней, пожар, стихийное бедствие), Вам придется продемонстрировать свою машину страховщику — для оценки размера ущерба. Исключение одно — угон: и рады бы показать, да «цыгане лошадку увели».

Наконец, когда при наличии страховки от несчастного случая пострадали Вы и Ваши пассажиры, кроме документов о происшествии, требуется представить результаты медицинской экспертизы и копию постановления о возбуждении уголовного дела. Разумеется, нет дела — не надо копии.

За границей при ДТП звонить страховщику нет надобности — просто зафиксируйте происшествие у местных блюстителей порядка.

Они занесут случай в базу, а заявить о повреждении Вы должны сразу по прибытии на Родину. В протоколе, если Вы не владеете никаким языком, кроме русского и матерного, надо в этом честно признаться и оставить заметку «Не согласен» или «Языка не понимаю». Виновный в аварии обязан показать «Зеленую карту» и оставить ее второй отрезок потерпевшему.

Три главных правила при страховом случае:

1.        СООБЩИТЬ о страховом случае страховщику;

2.        ЗАФИКСИРОВАТЬ происшествие в ГИБДД, ОВД или пожарной службе в зависимости от характера повреждений;

3.        НЕ ТЯНУТЬ с письменным заявлением.

 

Как получить страховые выплаты

Выплаты — самая болезненная часть взаимоотношений со страховой компанией. Просто потому, что выплат можно и не дождаться.

В идеальном варианте — по закону — Вам придется ждать компенсацию максимум 15 рабочих дней с момента подачи заявления и представления всех необходимых документов. Обратный отсчет запускается, когда Вы предоставляете последнюю бумагу, однако Вы не обязаны подавать сразу все документы — правилами допускается рассрочка.

После подачи заявления в течение пяти рабочих дней Ваш автомобиль подвергнут экспертизе. От решения экспертной комиссии напрямую зависит, сколько Вы получите, поэтому если страховщик в положенный законом срок не удосужился оценить размер ущерба, то Вы вправе потребовать экспертизу «у себя дома», не предоставляя автомобиль страховщику.

Когда 15 дней истекли, а «Германа все нет», Вы вправе направить досудебную претензию. Помните, что затяжка времени по вине страховщика влечет дополнительную компенсацию, которую необходимо потребовать, вне зависимости от суммы выплат. Досудебная претензия направляется в страховую компанию, а копии — в Российский Союз Автостраховщиков (РСА) и Федеральную службу страхового надзора (ФСНН). Обычно это помогает решить вопрос, но если денег вы так и не дождались — направляйтесь прямиком в суд.

Не отличается оригинальностью и другой сценарий. Предположим, Вы получили страховую сумму, только на порядок скромнее, чем сказано в экспертном заключении. Страховщик будет абсолютно прав, если эксперт неправильно указал процент износа автомобиля. И совершенно не прав, если будет корректировать эксперта, скажем, относительно необходимости ремонтных работ. Иначе, зачем тогда, спрашивается, нужны эксперты?!

Поправки «независимых оценок» — не редкость, а метод борьбы один —  суд. Правда, сначала нужно попытаться решить проблему мирным путем и направить страховщику досудебную претензию.

Не удалось добиться справедливости? Направляйте иск — или на страховую компанию, или на виновника ДТП по его месту жительства с целью получить разницу между тем, что имеется, и тем, что должно было быть. Практика показывает, что с виновника деньги получить легче.

Если страховая компания вовсе необоснованно отказала Вам в выплате, то здесь необходимо разбираться непосредственно со страховщиком. Алгоритм действий тот же самый: досудебная претензия — исковое заявление в суд. Только прежде необходимо еще раз внимательно изучить правила страхования Вашей страховой компании — возможно, Ваш «типичный» страховой случай таковым не считается. Тогда, считайте, плакали Ваши денежки.

Документы, которые необходимо представить:

ОСАГО

страховой полис; извещение о ДТП; копия протокола об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении, справка ГИБДД установленной формы; свидетельство о регистрации ТС; водительское удостоверение; талон о прохождении техосмотра.

Хищение (КАСКО)

страховой полис; постановление о возбуждении уголовного дела; справка об обращении в милицию по факту хищения; свидетельство о регистрации ТС; водительское удостоверение, талон о прохождении техосмотра; комплект ключей от автомобиля.

Ущерб от действий третьих лиц (КАСКО)

страховой полис; справка об обращении в милицию по факту ущерба; свидетельство о регистрации ТС; водительское удостоверение; талон о прохождении техосмотра.

От несчастного случая

страховой полис; справка ГИБДД о ДТП, заключение медицинской экспертизы, в случае смерти — копия свидетельства о смерти; свидетельство о регистрации ТС; водительское удостоверение; талон о прохождении техосмотра.

Ущерб при ДТП (КАСКО)

страховой полис; справка ГИБДД о ДТП; копия протокола об административном правонарушении; постановление по делу об административном правонарушении; свидетельство о регистрации ТС; водительское удостоверение; талон о прохождении техосмотра;

 

 

ОСАГО в данное время является обязательным видом страхования для каждого автовладельца и покрывает расходы на ремонт чужого автомобиля.

 

Полное КАСКО включает в себя защиту от: Угона, ДТП, противоправных действий третьих лиц...

 

Частичное КАСКО – то же, что и Полное Каско, но не включает риск Угон.

 

Что можно застраховать?

 

Мошенники контролируют 10% автострахования

 

Свыше 150 миллионов долларов заработали мошенники от автострахования в прошлом году. Основная статья дохода - фиктивные аварии и угоны. Причем в последнее время страховые мошенничества стали приобретать организованный характер. Об этом сообщил замначальника ГСУ при ГУВД Москвы полковник юстиции Андрей Степанцев.

"По экспертным оценкам, около 10% всех выплат страховщиков делаются в пользу мошенников", - заявил Степанцев. Всего в 2004 году выплаты по всем видам автострахования составили 35-45 млрд. рублей. Основные способы афер известны: это страхование автомобиля сразу в нескольких компаниях, завышение стоимости транспортного средства при оформлении страховки, страхование уже битой машины, фиктивные аварии и угоны. По оценкам председателя комитета Всероссийского союза страховщиков по вопросам безопасности страховой деятельности и борьбе со страховым мошенничеством Евгения Потапова, статистика раскрываемости таких преступлений балансирует на уровне 10-15% (для сравнения: средняя раскрываемость грабежей - 30-35%, а краж - 35-40%).

Только один вид мошенничества - одновременное страхование в нескольких компаниях - вскоре станет невозможным. В этом году будет создана база страхователей, по которой компании смогут получить страховую историю клиента: где и когда страховался, какие выплаты получал, и прочую информацию. Большинство афер невозможны без участия представителей самой страховой компании, убеждены и специалисты-страховщики, и следователи.

В прошлом году по ОСАГО страховщики выплатили 18,5 млрд. рублей. Часть этих денег осела в карманах мошенников: стали имитировать аварии между собой. Машины ставят так, как будто между ними произошло столкновение. После этого вызывают сотрудников ГАИ, и те составляют протокол о ДТП. Известен случай, когда между ВАЗ-2110, застрахованным по ОСАГО сразу в нескольких компаниях, и Mercedes за один день было зарегистрировано три аварии, причем всегда виновником выступал "жигуленок". Все ДТП оформлялись в зонах ответственности разных отделов ГИБДД, чтобы не нарваться на одного и того же инспектора.

Между тем введение ОСАГО никак не отразилось на работе "автоподставщиков". Более того, по мнению оперативников МУРа, криминальный бизнес таких мошенников стал практически беспроигрышным. Милиционеры советуют в любой ситуации вызывать сотрудников ГИБДД и не уезжать с места аварии. Сообщает autoindex.ru

Hosted by uCoz