Книга РУТ

Выкуп поля и проблемы, связанные с ним

Работу выполнил Трифсик Г.

 

План статьи

 

Краткая история с полем на основе текста книги

Законы о моавитянке и моавитянене в торе (коротко)

Законы ктубы о наделе (коротко)

Законы распределения перехода и наследования земель Э/И (коротко)

Дерево родственников от Элимелеха до Давида (по возможности)

Рассуждения о ситуации с выкупом поля, судом, Товом и свадьбой Боаза в разрезе данной истории

 

История с выкупом поля по книге Рут

 

Рут по повелению Наоми, привела себя в порядок, накрасилась и намазалась маслом, явилась ночью в поле на где ночевал Боаз. Боаз ночевал в поле во время жатвы предположительно для охраны поля и урожая от воров которыми могли оказаться его собственные работники. (Книга Рут, глава 3, стих 1-4: И сказала ей Нооми, ее свекровь…….: «Умойся, умастись, и накинь свои платья на себя, и спустись на гумно. Не открывайся никому, пока он не кончит есть и пить. 4. И когда он ляжет, узнай место, где он ляжет, приди, открой его изножье и ляг, а он скажет тебе, что делать»)

 

Проснувшись Боаз обнаружил Рут у себя в ногах, и сперва не признав ее, а позже разобрался кто она такая счел поступок девушки весьма достойным оценив его: «Большее добро ты сделала сейчас, чем прежде» (Книга Рут, глава 3, стих 10). В диалоге Рут и Боаза, Рут называет его выкупателем земли, а Боаз соглашается и обещает выкупить землю.

 

На следующий день Боаз (как предводитель племени) созывает суд из 10 старейшин города и заседает в воротах решить вопрос с выкупом этой таинственной земли. Книга Рут не уточняет, что за земля и у кого и почему ее надо выкупать. Речь лишь идет об неком более близком выкупателе (Тове так его называет книга Рут). Позвав боле близкого выкупателя, Боаз предложил ему выкупить поле Наоми так как Наоми вернулась из Моава и продает поле, и если Тов не готов выкупить его то это должен сделать сам Боаз. Тов готов выкупить поле, но узнав что в придачу к полю как неотъемлемая часть прилогается Рут, отказывается в пользу Боаза, чего том и ждал. Боаз выкупает поле и получает Рут в жены.

 

Таков эпизод в книге Рут. Наша задача разобраться, что за земля и почему Рут предложила ее выкупить, а Боаз согласился это сделать.

 

 

Для анализа сложившейся ситуации необходимо привести некоторые данные:

 

Наоми последнее время жила в Моаве, а Рут была моавитянкой, о чем свидетельствует Книга Рут глава, стих 1-4: «пошел человек из Бейт-Лехема в Иегуде пожить в полях Моава: он, его жена Наоми (примечание автора) и два его сына». «А они (дети его) женились на моавитянских женщинах: имя одной Орпа, а имя другой Рут, и жили там около десяти лет.»

 

Дерево родственников от Элимелеха до Давида (по возможности)

Родственная связь Боаза и Наоми

 

1.      Аминодав

1.1.   Нахшон

1.1.1.      Элимехех + жена Наоми

1.1.1.1.Махлон + Рут

1.1.1.2.Кильен + Орпа

1.1.2.      Отец Наоми

1.1.3.      Тов

1.1.4.      Салмон

1.1.4.1.Боаз

 

По еврейскому закону родственники должны предпринять усилия чтобы оставить поле в колене.

 

Для лучшего понимания напомним реалии того времени и ситуацию в которой оказались Наоми и Рут придя в Израиль.

 

Наоми после смерит мужа получила ктубу (деньги или движемое имущество) которое уже потрачено в Моаве. Рут также получила ктубу от Махлона и проела деньги. Вернувшись в Израиль, обе женщины остались без средств к существованию. Что касается частей поля которое полагается Наоми и Рут по ктубе (поле это не движемое имущество которое осталась в Израиле) то на данный момент оно находится в подвешенном состоянии, но им распоряжается Тов, один из дядей Наоми. Его поля находится рядом с полем Наоми и Рут и он его обрабатывал во время отсутствия Наоми, а про Рут он и вовсе не знал.

 

Книга Рут не очень любезно отзывается о дяде Наоми Тове, который обрабатывает ее поле, и хотя он по видимому является страшим из братьев, Наоми посылает Рут к Боазу, младшему дяди, так  как Боаз более добрый человек. 

Понимая всю серьезность ситуации, Наоми посылает Рут к Боазу, после того как между ними уже завязались отношения, и Рут понравилась Боазу, с просьбой выкупить поле, которое полагается им (Наоми и Рут) по ктубе. План Наоми состоит в том, что Боаз как влиятельный человек, глава калена, может повлиять на соплеменника и заставить соблюдать закон. Тову будет представлен выбор выкупить поле и получить в придачу Рут моавитянку (по традиции евреи не брали в жены моавитянок так как с ними были связаны разные истории в прошлом и Тора запрещала иметь различные дела с этим народом но так как точно законов тогда люди не знали, они предпочитали вообще не иметь дело с моавитянами и жили по обычаям) или отказаться от выкупа данного поля и тогда по закону право выкупа перейдет к Боазу, который на тот момент хотел жениться на Рут.

 

Альтернативное мнение Меера Левина на книгу Рут

 

Тов был готов выкупить землю и принять Наоми на попечительство, так как надел приносил большую выгоду, а моавитянку брать не хотел так как не хотел портить свой род в надежде на какие-то привилегии и доброе имя для предков, а также под влиянием старой традиции которая гласила что моавитянина и моавитянку в народ не брать.

 

(по видемому основано на Дварим, ГЛАВА 23) что касается моавитянена вопрос понятен, а вот что касается моавитянки не совсем ясно. Запрет был наложен, как следует из текста, из за того что моавитяне, являясь братьями евреев, не вышли их встречать при выходе евреев из Египта. Эта причина объясняет запрет на моавитян но не на моавитянок. Моавитянки – женщины, а женищины никого  не должны выходить встречать! Поэтому мудрецы ставят под сомнение запрет брать женщин народа моав в жены, и как следствие дают почву для юридических маневров. Чем и пользуется Боаз.

 

 

Итог судебного заседания ставит Това в тупик. Ему сообщают, что он может и более того должен взять Рут в жены. Родниться с моавитянкой в планы Това не входит, поэтому он отказывается в пользу Боаза, который заявляет, что готов исполнить закон. Что и делает сразу после отказа Това.

 

Данная история ставит много вопросов. Первый из которых это количество судей. В еврейском праве суда в 10 человек нет. 10 человек не могут вынести решение, суд должен состаять из нечетного числа лиц. Если же сказать что Боаз 11 член суда, то тогда встает вопрос как его допустили принимать участие в суде в исходе которого он заинтересован? Ведь решается вопрос о его родственниках, и он, Боаз, по итогам суда получает поле и жену!!! Эти «случайности» еврейским правом, на наш взгляд, объяснить нельзя. Можно сказать одно, что 10 человек в еврейской традиции достаточно сакральное число, это меньян, в котором прибывает высокий уровень шхины (Божественного присутствия), и такой атрибут можно эффективно использовать для устрашения или придачи большой важности данному событию. Что и делает Боаз. Пригласив Това на подобное разбирательство, Боаз не действует в рамках еврейского права. В данной истории получается некий симбиоз из права, традиции, обычаев, норм древней жизни и понятий тех времен. По существу это не суд а семейное разбирательство, куда приглашены влиятельные люди. Боаз понимая что Тов тоже влиятельный человек (по Мееру Ливину) не хочет сориться и принимает меры чтобы решить вопрос мирно. В присутствии 10 уважаемых людей города Боаз просит рассмотреть вопрос о наделе Наоми и закрепить его официально так как поле которое обрабатывает Тов, не принадлежит ему и по закону он должен за него заплатить. Второй вопрос который поднимает Боаз, это женитьба на моавитянке Рут, о чем нет одназначного мнения и в этом выбор Това. Отказаться от выкупа надела в присутствии 10 старейшин и по запросу главы колена Тову не сруки, поэтому он соглашается, а вот моавитянка его никак не устраивает. В этот мамент Боаз и поворачивает дело таким образом, что эти два вопроса по сути один вопрос и решить их можно только в комплексе. Отказавшись от Рут Тов теряет права на выкуп поля, передавая их Боазу.

 

Также в данной истории не очень ясна зачем Боаз так стремится получить данное поля. С одной сороны он хочет обеспечить Рут и Наоми достойную жизнь повысить их статус предоставив средства, вырученные за счет продажи поля («пока не завершит это дело еще сегодня» Книга Рут, глава 3, стих 18). С другой стороны, можно сказать, что Боаз в очередной раз, решил восстановить справедливость любой ценой. В самом начале книга Рут подчеркивает, что история происходит в эпоху судей, намекая на то что правосудие хромало. Боаз являясь главой поколения, как его называют некоторые комментаторы, пытается поддерживать порядок в своем городе и колене, но он уже стар, а различные формальности служат поводом для беззаконья.

 

Самый тривиальный вариант, состоит в том что Боаз банально захотел жениться на Рут, понял что ему придется связавшись с ней кормить еще и Наоми, тем более она его родственница, но как истинный еврей увидев что предстоят расходы которых он не может избежать он решил воспользоваться своим положением главы поколения и разыграть спектакль с судом у ворот, прорастив таким образом активы и получив Рут, якобы не по его желанию, а по требованию закона. Мол, он Боаз, и не хотел, она сама пришла, и надел ему тоже не нужен, но раз дают не выбрасывать же добро.

 

Вот такой вот наш великий и могучий народ, из любой ситуации найдет выход, да не просто выход, а выход с рублем, да и по возможности с золотым.

 

 

 

 

Hosted by uCoz