Реферат по Философии
Тема:
Переход к информационному обществу : ДОРОГА В БУДУЩЕЕ.
Студент:
Трифсик Григорий Леонидович
Группа : МЭК
Москва 2003
Представление
об
информационном
обществе.
Как
понимают
ученые
информационное
общество
Роль
информатизации
в развитии
общества
Опыт
информатизации
и
перспективные
идеи
Роль
средств
массовой
информации
Вначале было слово. А также жест, рисунок, танец, дым от костров и другие нехитрые способы передачи информации, которые люди научились использовать примерно тогда же, когда и примитивные орудия труда.
Потом слово стало письменным. Это было очень удобно - появилась возможность доверить легенды, народные сказания, эпос, а также личную и государственную переписку твердым носителям. Курьерам больше не было нужды заучивать сообщения наизусть, появилась бюрократия и документооборот.
Величайшими прозрениями человечества стали типографский станок и регулярные почтовые сообщения. Они породили два главных признака цивилизации - человек должен иметь возможность регулярно переписываться с любым количеством респондентов и читать свежие новости в газетах.
Войти в XXI век образованным человеком можно, только хорошо владея информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Об информации начинают говорить как о стратегическом курсе общества, как о ресурсе, определяющем уровень развития государства. Информатизация обеспечит переход общества от индустриального типа развития к информационному. Информационный рынок предоставит потребителям все необходимые информационные продукты и услуги, а их производство обеспечит индустрия информатики, часто называемая информационной индустрией. Все эти вопросы сейчас активно обсуждаются в печати, хотя до сих пор нет единого мнения относительно путей развития, понимания приоритетности того или иного направления, формулировок и понятий и т.п.
Роль и значение информационных революций.
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных
изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.
Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.
Вторая ( середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.
Третья ( конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Четвертая ( 70-е гг. XX в. ) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных ( информационные коммуникации ). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:
•
переход от
механических
и
электрических
средств
преобразования
информации
к
электронным;
• миниатюризация
всех узлов,
устройств,
приборов, машин;
• создание
программно -
управляемых
устройств и
процессов.
Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи. (Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных ( первичной информации ) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.)
Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой - к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.
Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенном на использовании различной информации и получившего название информационного общества.
3
Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.
В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.
Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.
В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное общество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено всевозможными электронными приборами и устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.
( Пример:
По данным социологического исследования, проведенного в США, уже сейчас 27 млн. работающих могут осуществить свою деятельность, не выходя из дома, а 1/3 всех недавно зарегистрированных фирм основана на широком использовании самостоятельной занятости. В США к категории самостоятельно нанятых были отнесены: в 1980 г. - 5,7 млн. человек, в 1989 г. - 14.6 млн., а в 1995 г. - 20.7 млн. человек.)
При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.
4
Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества:
•
решена
проблема
информационного
кризиса, т.е.
разрешено
противоречие
между информационной
лавиной и информационным
голодом;
• обеспечен
приоритет
информации
по сравнению
с другими
ресурсами;
• главной
формой
развития
станет
информационная
экономика;
•
информационная
технология
приобретает глобальный
характер,
охватывая
все сферы
социальной
деятельности
человека;
• формируется
информационное
единство всей
человеческой
цивилизации;
•
реализованы
гуманистические
принципы управления
обществом и
воздействия на
окружающую
среду;
Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:
• все
большее
влияние на
общество
средств
массовой
информации;
•
информационные
технологии
могут разрушить
частную
жизнь людей и
организаций;
•
многим
людям будет
трудно
адаптироваться
к среде
нового
общества.
Существует
опасность
разрыва
между «
информационной
элитой » (
людьми,
занимающимися
разработкой
информационных
технологий )
и
потребителями.
(Пример:
Мне лично приходилась встречаться с людьми, практически ничего не понимающими в технике, но утверждающими, например, что ЭВМ и компьютер -две разные вещи. Хотя вышедший сейчас из употребления термин ЭВМ - это ранне-советский аналог английского слова computer ( вычислитель ). По-видимому, это является пережитком того времени, когда каждое предприятие, так или иначе связанное с электроникой, выпускало свой собственный компьютер, носивший гордое название, что-то вроде АРМ, УКНЦ, ДВК, РМУ. Но именно из тех первых программистов работающих на этих ископаемых, абсолютно ни с чем не совместимых мамонтах, родились сегодняшние специалисты экстра - класса, ценимые за рубежом ( т.е. не в России ) на вес золота .)
5
Что такое процесс информатизации общества
Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять
какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.
Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Образование больших потоков информации обуславливается:
• быстрым
ростом числа
документов,
отчетов, диссертаций
и т.п., в
которых излагаются
результаты
научных
исследований
и опытно -
конструкторских
работ;
• постоянно
увеличивающимся
числом периодических
изданий по
разным областям
человеческой
деятельности;
• появлением
данных (
геофизических,
медицинских
и др.),
записываемых
обычно
на магнитных
лентах и
поэтому не попадающих
в сферу
действия
системы коммуникации.
Как результат - наступает информационный кризис, который имеет следующие проявления:
• появляются
противоречия
между
ограниченными
возможностями
человека по
восприятию и
переработке
информации и
существующими
мощными
потоками и массивами
хранящейся
информации.
Так, например,
общая сумма
знаний
менялась вначале
очень
медленно, но
уже с 1900 г. она
удваивалась
каждые 50 лет, к
1950 г. удвоение
происходило
каждые 10 лет, к
1970 г. - уже
каждые 5 лет, с
1990 г. -ежегодно;
• существует
большое
количество
избыточной
информации,
которая
затрудняет восприятие
полезной для
потребителя
информации;
• возникают
определенные
экономические,
политические
и другие
социальные барьеры,
которые
препятствуют
распространению
информации.
Например, по
6
причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств.
Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию - в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение компьютеров, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального
развития. (Информатизация общества - организованный социально -экономический и научно - технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.)
Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени « компьютеризация общества ». При внешней схожести этих понятий они имеют существенное различие.
При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.
При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.
Таким образом, « информатизация общества » является более широким понятием, чем « компьютеризации общества », и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения. Так, например, в информационной сфере США занято более 60% трудоспособного населения, в СНГ - около 40%.
7
В настоящее время все страны мира в той или иной степени осуществляют процесс информатизации. Неправильно выбранная стратегия информатизации или ее недостаточные динамизм и мобильность могут привести к существенным, а подчас драматическим изменениям во всех сферах жизни страны. Как известно, первая страна, которая начала информатизацию, - это США. Другие промышленно развитые страны мира, поняв перспективность и неизбежность этого направления, достаточно быстро сориентировались и стали наращивать темпы внедрения компьютеров и средств телекоммуникаций. В настоящее время вся деловая и политическая пресса США полна бесконечных дискуссий о потере рынков сбыта этой страной в компьютерной и микроэлектронной областях за счет вытеснения США другими развитыми странами ( Японией, Германией и др.).
В
большинстве
развитых
стран
понимают, что
без
чрезвычайных
усилий
отставание в
области
информационных
и коммуникационных
технологий
может
стать
необратимым
для их
развития в
целом. Руководители
некоторых
стран «
третьего мира » с нарастающей тревогой наблюдают за все большим отставанием их от промышленноразвитых стран, осуществляющих информатизацию. Это может привести к тому, что страна будет восприниматься как сырьевой придаток сообщества информационно и промышленноразвитых стран. Это в полной мере относится и к России.
В любой стране, независимо от уровня ее развития понимают в той или иной мере неизбежность и необходимость претворения в жизнь идей информатизации общества. Многие страны имеют национальные программы информатизации с учетом местных особенностей и условий. Однако при создании и внедрении таких программ следует опираться на опыт передовых стран, учесть их успехи и неудачи, отразить в них существующие и перспективные тенденции информатизации.
Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному.
Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.
8
Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие средств массовой информации. Поставленные современными научно-техническими разработками на качественно новый уровень и объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной массы людей во всем мире. Особенно сильно и отчетливо это обнаруживается в наиболее развитых странах Западной Европы, США, Японии, Великобритании. С помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным мнением, создание необходимых психологических предпосылок для формирования политических решений в различных сферах деятельности.
Развитию средств массовой информации во многом способствует процесс информатизации общества. Появление новых технических средств, информационных технологий и др. обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку
мирового пространства. Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так как порой разрушает веками создаваемые социальные коммуникационные связи.
В свою очередь, и средства массовой информации могут оказывать влияние на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего информационного общества.
9
В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.
Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
• в
конкретных
навыках по
использованию
технических
устройств;
• в
способности
использовать
в своей деятельности
компьютерную
информационную
технологию;
• в
умении
извлекать
информацию
из различных
источников:
как из периодической
печати, так и
из
электронных
коммуникаций,
представлять
ее в понятном
виде и уметь
ее
эффективно
использовать;
• во
владении
основами
аналитической
переработки
информации;
• в
умении
работать с
различной
информацией;
• в
знании
особенностей
информационных
потоков в
своей
области деятельности.
Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности ( кибернетика, теория информации и др.). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.
В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая
10
персональный компьютер. Для ВУЗов социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. Причем наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.
В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение « объекта » информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации « дружественной » программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах. В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, где этот процесс уже получил значительное развитие.
Список используемой литературы:
1) Блюменау Д.И. Информация
и
информационный
сервис. - М.:Наука,1989.
2) Информационные
ресурсы
России. -
М.:Росинформресурс,1996
3)
Ракитов А.И.
Философия
компьютерной
революции. - М.:Политическая
литература,
1990.
4) Урсул
А.Д.
Информатизация
общества. - М.:1990.
5)
Голицын Г.А.,
Петров В.М. Информация.Поведение.Творчество.
-М.:Наука,1991.
6) Фигурнов
В.Э. IBM PC для
пользователя.
- М.:Инфра-М,1995.
7)
Кушниренко
А.Г. и др.
Основы
информатики
и вычислительной
техники. Просвещение,
1990.
8)
Бауэр Ф.Л.
Информатика.
- М.Мир, 1990
9)
Подшивки
журналов: Компьютер
пресс, Компьютерра,
Мир ПК за 1996-1998.
10) Словарь современных компьютерных терминов.